Помощник атамана Первого отдела Оренбургского казачьего войска по работе с казачьей молодёжью Сергей Петрич учит своих воспитанников всему, что может пригодиться в военной жизни. Ранее Сергей в составе добровольческого отряда «Барс-6» «Форштадт» принимал участие в специальной военной операции. Этим летом он был наставником для юных казаков в профильной казачьей смене молодежного центра «Авангард». А в сентябре снова будет преподавать историю в школе №35 г. Оренбурга.
Учительство
Сергей Юрьевич, Вы сейчас являетесь учителем истории в школе №35, до этого работали в средней школе хутора Степановского (Оренбургский район). Расскажите, как и почему выбрали в качестве профессионального пути учительство?
- В системе образования работаю с 2016 года, вы правы, первым местом работы у меня была школа в хуторе Степановском. Там я работал заместителем директора по гражданско-патриотическому воспитанию, был воспитателем кадетских классов и учителем истории. В школу пришёл после завершения службы по контракту в подразделении спецназа внутренних войск. Для меня это была родная школа, которую я когда-то оканчивал. На мой выбор повлиял пример моего наставника в жизни - это тренер-преподаватель отделения греко-римской борьбы Валерий Иосифович Ржеутский, который в период моего становления оказал на меня сильное влияние. Для нас, мальчишек, он был больше, чем тренер, мы называли его вторым отцом, и для многих из нас он стал наставником по жизни.
- Насколько быстро адаптировались после военной сферы в системе образования?
- Особо привыкать времени не было, дело в том, что необходимо было сразу приниматься за дело. Работа в плане патриотического воспитания у меня началась, как говорят, с корабля на бал. И вскоре результаты не заставили долго ждать. Начиная с 2017 года кадетский класс Степановской средней школы на протяжении нескольких лет был лучшим в Оренбургском районе. Безусловно, при смене одного вида деятельности на другой есть свои тонкости, к которым приходится привыкать. У меня тоже не обошлось без таких моментов. К примеру, в армии я служил в сугубо мужском коллективе, а в школе, наоборот, коллектив был женским. И к этому тоже надо было привыкать, учитывая определённые тонкости во взаимоотношениях.
- Учитель истории - не просто специалист, который учит подрастающее поколения своему предмету, он занимается и патриотическим воспитанием. Насколько легко современному подрастающему поколению прививать патриотизм?
- Для меня как на уроках истории, так и на занятиях в рамках дополнительного образования основным принципом работы с детьми и с молодёжью является принцип «делай как я». Всё, что я хочу привить детям, непосредственно сам показываю и веду их за собой. Поэтому у меня не возникает таких трудностей. И дети, я, конечно, не скажу, что они всё беспрекословно выполняют, что я говорю, но делают это с большим интересом. Кроме того, общение с детьми не позволяет самому в чём-то расслабляться, наоборот, стараюсь всегда держать себя в тонусе. Ведь дети - как лакмусовая бумажка: если ты начинаешь в чём-то фальшивить, то они сразу это подмечают.
- Чему обучаете ребят в кадетских классах?
- Обучение в кадетских классах в Оренбургском районе осуществляется в рамках дополнительного образования. Дети обучаются начальной военной подготовке, и с ними проводится более усиленная физическая подготовка. Начав работать в школе №35, стал инициатором создание казачьего класса, поскольку сам являюсь казаком. Понимаю, что детей необходимо обучать не только начальной военной подготовке, но и необходимо прививать им историю, культуру, быт и традиции оренбургского казачества. Потому что без всего этого не будет у нас будущего.
Казачество
- Сергей Юрьевич, в нескольких словах о казачестве в Вашей жизни и в профессиональной деятельности.
- Здесь я опять вернусь к своему наставнику Валерию Иосифовичу Ржеутскому, который состоял в хуторском казачьем обществе хутора Степановского, и, соответственно, мы вслед за ним пошли по этому пути. Стали принимать активное участие в жизни общества - участвовали в мероприятиях, помогали осуществлять охрану общественного порядка. С течением времени я не просто втянулся в жизнь казачества, а по-настоящему полюбил казачество, и сейчас я состою на должности помощника атамана Первого отдела Оренбургского казачьего войска по работе с казачьей молодёжью и непосредственно работаю с детьми из казачьих классов.
- Каким Вы видите место казачества в нашем современном обществе?
- Убеждён, что на сегодняшний момент не считаться с казаками уже нельзя. Да, действительно, был период в истории, когда с казаками перестали считаться, культуру и традиции казаков стали забывать. Но с началом специальной военной операции казаки вновь проявили себя с наилучшей стороны. На сегодняшний день через зону СВО прошли более 22 тысяч российских казаков. Многие из них получили высокие государственные награды, есть немало и тех, кто не вернулся с фронта. Отмечу, что среди казаков есть люди, которые указом главы государства получили высшую награду - Героя Российской Федерации. Поэтому вести разговоры о том, что казачество осталось в прошлом, ни в коем случае нельзя. Казаки как раньше выполняли задачи по обеспечению охраны общественного порядка, несению государственной службы, противопожарной службы, охраны объектов окружающей среды, задачи по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, так и продолжают их выполнять. Все эти задачи нисколько не утратили своей актуальности в современном обществе. При этом казачество идёт в ногу с современной жизнью, но на основе нашей истории, традиций и культуры.
- Расскажите о Вашей работе наставником для юных казаков в профильной казачьей смене в региональном молодёжном центре «Авангард».
- Наш детский лагерь является уже традиционным, работает он на протяжении нескольких лет, поэтому дети с нетерпением ждут открытия казачьей смены. В рамках смены проходил областной слёт казачьих классов «Юный казак». В этом году было реализовано несколько новшеств, которые ребята приняли очень позитивно. Мы впервые жили в палатках, и несмотря на то, что погода внесла свои коррективы (первые два дня смены шли проливные дожди), дети не испугались, хотя у меня были такие сомнения. По итогам смены дети остались довольны, многие высказывали мнение, что обязательно приедут в лагерь на следующее лето. Основная тема лагеря заключалась в сдаче норм ГТО, естественно, к этому шла предварительная подготовка. А в оставшееся время работали по обучению ребят начальной военной подготовке, отрабатывали навыки безопасного обращения с оружием, изучали материально-техническую часть оружия. Из новшеств - впервые в лагере стреляли из пневматического пистолета по падающим мишеням, соответственно, дети могли отработать данный навык. В качестве средств индивидуальной защиты дети могли примерить каски, бронежилеты и испытать их в условиях импровизированного боя.
Опыт в СВО
- Сергей Юрьевич, Вы являетесь участником СВО, на фронт уходили в составе добровольческого отряда «Барс-6» «Форштадт».
- Да, это действительно так, и для меня вопрос моего участия в СВО с момента её начала не стоял. Вопрос лишь был в том, когда я отправлюсь на фронт. Для меня было очень тяжело в самом начале не сорваться и не уехать туда. Но при этом прекрасно понимал, что, как только уеду туда, здесь будет прекращена работа с детьми. Поэтому была мысль о том, что я востребован здесь, и пользы, которую я принесу здесь, будет гораздо больше. Далее выбрал для себя один из наиболее сложных периодов нахождения в зоне СВО - это зимний. Ведь даже в бытовом плане находиться зимой в окопе труднее, чем летом. Такие элементарные бытовые вопросы зимой намного усложняются. Выбрал этот период, потому как посчитал, что мой опыт будет полезным там именно в зимних условиях. Находился на фронте четыре месяца и практически сразу без отдыха вернулся к выполнению своих обязанностей в школе.
- Что было для вас основной мотивацией отправиться «за ленточку» в качестве добровольца?
- То, что происходило на Донбассе на протяжении восьми лет до начала СВО, и всё это оставалось безнаказанным. Оставаться в стороне от этого и быть безучастным - это не про меня. Поэтому я изначально для себя принял решение, что пойду я туда именно в качестве добровольца. А вопрос, куда идти, для меня тоже не стоял, потому что на тот момент уже был сформирован наш казачий добровольческий отряд «Барс-6» «Форштадт», в котором проходили службу наши братья-казаки.
- Какой Вы для себя приобрели опыт будучи добровольцем на фронте?
- Ещё раз для себя утвердился в мысли о правильности выбора своей профессиональной деятельности - воспитывать подрастающее поколение. Поэтому убеждён, что менять сферу деятельности не буду, а буду верен своей профессии. Кроме того, из этой ситуации сделал вывод - не лениться, потому что лень - один из страшных пороков. Там приходилось постоянно учиться чему-то новому. Хотя враг, который воюет сейчас против нас, учился так же, как и мы. И здесь очень многое зависит от хитрости военной тактики: кто кого перехитрит, тот и победит. Соответственно, если ты не будешь учиться, то врага не сможешь перехитрить.
Источник: «Вечерний Оренбург», 2 августа 2023 г. Константин Копылов