Казачий промысел, который прославил Оренбуржье на весь мир, представлен в новой экспозиции музея истории Оренбурга. В музее истории Оренбурга открылась выставка, посвященная пуховязанию – старинному казачьему промыслу и быту оренбургских казаков.
Открытие сопровождалось выступлениями артистов, показом модных коллекций одежды на тему оренбургского пухового платка, представлением традиционного казачьего костюма.
Оренбуржье – край казачий и вязальный
Гостей презентации в фойе городского музея встречали поющие артисты ансамбля казачьей песни «Раздолье» Ирина Посадская и Андрей Цаплин, одетые в традиционные казачьи костюмы. Рядом в залах музея, расположенного под сводами старинного здания оренбургского военного ведомства, девушки из театра моды и творчества «Каприз» городского Дворца творчества детей и молодежи, демонстрировали модели одежды по мотивам оренбургского пухового платка.
Среди гостей были руководители администрации города Оренбурга, депутаты городского совета и Законодательного собрания Оренбургской области. Деятели культуры и искусства города, представители казачьих обществ Первого отдела Оренбургского казачьего войска также участвовали в презентации.
– Выставка «Покоривший весь мир» посвящена истории зарождения пуховязального промысла в Оренбуржье. Она вобрала в себя большое количество подлинных экспонатов, подробно рассказывающих о быте оренбургского казачества, стоявшего у истоков пуховязания, – объяснила директор музея истории Оренбурга Елена Мишина.
Низкий поклон женщинам
«Пусть тебя, моя мама, согреет оренбургский пуховый платок» - эти слова из знаменитой песни Г. Пономаренко на слова В. Бокова задали тон всему дальнейшему действию, не случайно состоявшемуся накануне Дня матери.
Дефиле из трех коллекций одежды, созданных талантливым оренбургским дизайнером-модельером Михаилом Воробьевым, напомнили зрителям об истории пухового платка. О том, что платки и другие теплые вещи создавались руками женщин-матерей, казачек. Они отправляли свои изделия в казачьи эскадроны и на фронты Великой Отечественной войны, чтобы согреть своих мужей, отцов и братьев. А в мирное время пуховязание было важным элементом семейного быта, средством прокормить себя и детей.
– Во многих городах я побывал, и часто слышал от людей: где Оренбург не знаем, а про платок ваш слышали! – отметил депутат ЗСОО Дамир Фахрутдинов. – Платок, который, поистине, покорил весь мир!
В этой всемирной славе заслуга женщин, оренбургских казачек. Но не только их одних, как узнали участники презентации чуть позже, познакомившись с новой выставкой.
«Не платок, даже сердце отдать»
На презентации были подведены некоторые итоги объявленной накануне акции «Мой экспонат в музее».
Благодарственным письмом директор музея наградила атамана Первого отдела ОКВ Сергея Слепова за предоставленные экспонаты по истории казачества Оренбуржья.
– Казачьи общества и дальше готовы продолжить сотрудничество с музеем, надеюсь, что число наших экспонатов будет возрастать, – сказал Сергей Николаевич.
Участники презентации увидели фильм о правилах облачения в праздничный воскресный костюм сакмарской казачки, подаренный накануне оренбурженкой потомственной казачкой Анастасией Ивановной Емельяновой.
Не обошлось и без сюрпризов. Заместитель главы города по социальным вопросам Елена Иванова передала в дар музею личные семейные реликвии. А дизайнер театра моды и творчества «Каприз» Михаил Воробьев объявил о передаче в музей коллекции одежды «Оренбургская красавица», созданной по мотивам оренбургского пухового платка.
Народная традиция жива
Подарком для участников презентации стало выступление гостей – семьи реконструктора традиционной одежды Натальи Низкодуб из Оренбурга. Наталья, ее муж и трое маленьких детей пришли на презентацию одетыми в казачьи наряды, сшитые по старинным образцам.
– Обмеры я делала по сохранившимся костюмам в станицах Сакмарского района, использовала материалы, близкие по свойствам старинным, – рассказала Наталья Низкодуб.
На примере своего костюма Наталья рассказала о символах, таящихся в женском казачьем наряде. О том, что костюм мог рассказать о его владелице в позапрошлом веке. Сегодня многие из этих знаков забыты. Однако наши современницы продолжают заказывать такие наряды, стараясь сберечь родные традиции.
Коза-дереза-кормилица
Зал музея, где расположилась выставка «Покоривший весь мир», поделен условно на три зоны. Это казачья изба с иконой в красном углу, столом с предметами для обработки пуха, с макетом русской печи и лавкой с оригинальными стременами, серпами, утварью из позапрошлого века.
В другом конце зала загон с чучелом знаменитой оренбургской пуховой козы на фоне картины Губерлинских гор. В этих горах ее разглядел и впервые изучил летописец Оренбуржья свидетель пугачевского бунта первый член-корреспондент Петербургской академии наук Петр Иванович Рычков.
– Рядом вы видите бюст ученого, его дневниковые записи и образцы платков, которые в то время начали вязать казачки. А позже промысел подхватили и развили татарские мастерицы, так образовалась столица оренбургского пухового платка в селе Желтое Саракташского района, –рассказала экскурсовод, тоже наряженная в костюм казачки сотрудница музея Людмила Верховых.
Третью зону выставки заполнили образцы одежды по оренбургским мотивам. На почетном месте уже упомянутый ценный экспонат - воскресный костюм сакмарской казачки. Рядом несколько манекенов с костюмами, созданными с использованием ажурной вязки оренбургским дизайнером основательницей Дома пуховой моды Анной Советовой.
– В отличие от подиумных образцов, мои модели можно носить повседневно, – сказала Анна Советова, познакомившая гостей с оригинальными образцами одежды.
Царский чудо-ларец
Рассказ экскурсовода коснулся и легендарной страницы из истории оренбургского пухового платка о том, как его подарили будущей императрице Александре Федоровне в честь ее бракосочетания с последним Российским императором Николаем II.
Инициатором этого подарка, изготовленного в 1894 году, была Елена Михайловна Ершова, супруга губернатора Оренбургского края и одновременно наказного атамана Оренбургского казачьего войска Владимира Ивановича Ершова.
– Платок размером три на три метра был уложен в ларец фирмы Карла Фаберже, сделанный из ценного дерева и украшенный казачьей символикой, его сопровождала серебряная табличка с дарственной надписью «от беспредельно преданных оренбургских казачек». Но в нашей экспозиции вы его не увидите, он хранится в государственном музее под Петербургом, – упомянула в завершение экскурсии наш гид.
Однако невольно поверишь в чудеса – в это же время в Оренбурге, буквально в двадцати минутах ходьбы от городского музея, в галерее «Оренбургский пуховый платок» областного музея изобразительных искусств, выставлен легендарный ларец!
– В нынешнем году музей-заповедник «Павловск» впервые предоставил нам этот бесценный экспонат – ларец и царский платок, – рассказала заведующая галереей пухового платка Ирина Бушухина.
В Галерее пухового платка, кстати сказать, всегда можно познакомиться со старинными и новыми шедеврами оренбургских пуховниц, узнать об истории промысла, о мастерицах. И даже пройти мастер-класс по вязанию. Но это уже другая история.
Музею казачества быть!
Возвращаясь в мыслях к презентации новой экспозиции городского музея, я вспомнил слова его директора Елены Мишиной:
– Музея казачества в Оренбурге пока еще нет, но мы надеемся, что он все-таки появится когда-то. Сегодня сделан шаг на этом пути.
Надо надеяться, что слова эти сбудутся, и для музея еще найдутся многие подлинные казачьи экспонаты, к сбору которых призвал атаман отдела Сергей Слепов.