Масленица по-казачьи: с сегодняшнего дня началась масленичная неделя, которая завершится широким гулянием | Оренбургское казачье войско

Поиск по сайту

Оренбургское войсковое казачье общество

Масленица по-казачьи: с сегодняшнего дня началась масленичная неделя, которая завершится широким гулянием

Новости

24 февраля 2020 13:03 6157

Масленица по-казачьи: с сегодняшнего дня началась масленичная неделя, которая завершится широким гулянием

Сегодня, 24 февраля, началась масленичная неделя, которая продлится до первого марта. Масленица является подготовительной неделей к Великому посту. Со второго марта начинается Великий семинедельный пост, который продлится до 18 апреля. В преддверии всеми любимого народного праздника давайте вспомним про то, как его отмечали наши предки-казаки.

Оренбургское войсковое казачье общество приглашает вас стать участниками большого  народного гуляния «Широкая Масленица» в парке семейного отдыха «Таганская слобода», которое состоится 1 марта 2020 года. Начало гуляния в 12 часов.

В преддверии всеми любимого народного праздника давайте немного  вспомним про то, как его отмечали наши предки-казаки.

Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранялись традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие у донцов, кубанцев, оренбуржцев и в прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

В основном все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.

 Масленица относится к «переходящим» праздникам. Празднуют ее перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой. Праздник продолжается всю мясопустную неделю, когда уже не вкушают мяса, но в течение всей недели, не исключая среды и пятницы, употребляют в пищу рыбу, яйца, молочные продукты. В церковных книгах она называется Сырной неделей.

Для казака Масленица – как для рекрута последний день перед отправкой на службу Масленая неделя для казаков – время для показа приобретенных военных навыков. На Масленицу казаки и казачки обязательно катались на лошадях, причем юноши и девушки раздельно. Делали это те, у кого были выездные кони. Их украшали цветами, платочками. Иногда разрешалось прокатиться парой, если молодой казак был надежный. По станицам устраивались скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел, кулачные бои. Победителям дарились сукно на черкеску, материал на бешмет. Популярны были игры «В мячик или мечик», «В цурку», «Селезень», «Воробей», «Король», «В гилку». Устраивали катание на качелях, брали «Снежный городок», водили хороводы. 

В эти дни обязательно устраивались разнообразные конные соревнования: скачки, джититовка, состязание по рубке шашками, конные бои один на один. Дрались пешими и конными, на кулаках и на поясах. На бой казаки выходили и большими группами, но всегда расходились полюбовно, без обид после его окончания. Все состязания судили старики, специально собиравшиеся для такого случая.

Любимым развлечением на Масленицу у казаков были кулачные бои. Проводились они по строгим правилам и с четким разделением на возрастные группы. Выделялись следующие страты: дети 5-6 лет, подростки, казаки приготовительного разряда, служилые казаки (неженатые и семейные) и старики. В ходе кулачного боя четко разделялись функции членов каждой страты. Дети 5-6 лет и подростки выполняли функции «затравщиков». После того, как участники боя выстраивались в позиции «стенка на стенку», вперед, в свободное пространство между линиями, выходили мальчишки и для «затравки» выкрикивали в адрес противоположной партии «обидные слова». В ход шли станичные клички, а в боях обменивались прозвищами.

Следующими в схватку вступали подростки. Они набегали друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями, с криками «ура». Своими действиями имитировали «взрослый бой», но полноправными участниками обряда не признавались.

После затравщиков на линию противостояния выходил «лидер-боец» – представитель взрослых казаков. Криком «Зачинать! Дай бойца!» он вызывал на индивидуальный бой бойца с противоположной стороны. После короткой схватки «лидеров» в бой включалась «стенка», – писал историк Василий Сухоруков. – При этом также соблюдалась очередность: сначала бились «малолетки» – казаки приготовительного разряда (юноши от 17-18 лет до 21 года). Вслед за малолетками в бой вступали служилые казаки. Казаки в отставке присоединялись к дерущимся по желанию: «выходили побаловаться, силой и удалью похвастать». Каждая партия выбирала из числа опытных бойцов своего «атамана», он расставлял бойцов в позиции и «следил, куда во время боя нужно помощь послать».

Функции стариков заключались в судействе, однако нередко старики также подключались к схватке на заключительных ее этапах. Женщины и дети были неизменными зрителями. Кроме того, за женщинами закреплялась обязанность «оттаскивать в сторону раненых».

В воскресенье, в последний прощеный день Масленицы, катания на санях начинали с одиннадцати часов утра, а вечером в гости обязательно приходили родные и знакомые – просили прощения. На все перекрестки села молодежь натаскивала солому и разжигала костры. Около них с гармошкой, песнями, частушками собирались девушки и молодые казаки. Обязательным масленичным развлечением было перепрыгивание через костер.     Вечером на улицу выезжала Масленка в санях, запряженных быками. Несколько казаков наряжались в самые разнообразные костюмы, лица вымазывали сажей, чтобы их не узнали. На старых санях из обыкновенного полога устраивали высокий шалаш наподобие башни, для устойчивости вертикальные шесты вверху крепили к заднему тележному колесу, изображавшему верхнюю площадку. На нее, охватив ступицу колеса, садился один из ряженых казаков с печной заслонкой или старым дырявым ведром. Остальные со скрипкой или гармошкой устраивались внутри шалаша. С веселыми песнями, шутками-прибаутками, шумом, гамом такая Масленка медленно проезжала по всем улицам, сопровождаемая тучей казачат.

Гвоздем Масленицы во всех казачьих поселках было взятие снежного городка. На его возведение каждое казачье общество ежегодно выделяло известную сумму денег. На церковной площади или на окраине станицы из комьев снега строили круглую, кверху сужавшуюся башню. На вершине ее ставили флаг. Этот снеговой столб-башня и был городком. Вокруг него возводилась стена из снега. Около главного большого городка, устроенного для взрослых казаков, лепили точно такой же, но маленький – для казачат.

Взятию снежного городка обычно предшествовали скачки, джигитовка и другие развлечения. Участники делились на две команды: «турок» и казаков. Городок был бастионом «турок», на его вершине, рядом с флагом, возвышался «сам турецкий паша», казак, одетый в пестрый бухарский халат, в шапку, обмотанную белым полотенцем, имитирующим чалму. Со стороны штурмующих давали сигнал к наступлению. Слышались команды: «Строй лаву!», «Марш, марш!» С гиканьем, улюлюканьем и криками «Ура!» сотня казаков с шашками наголо бросалась на крепость. Сражения разворачивались нешуточные, с ранеными и пленными. Победителя награждали деньгами или вещами – сапогами, шашкой, шапкой. Ты молодец, и я молодец, возьмем за ковриги конец. 

Разгул и веселье всегда сопровождали отчаянные шутки. Хозяевам в Масленицу не полагалось зевать, оставленные без присмотра сани потом находили в овраге под горой. Молодые шутники могли тихонько выкрасть их со двора, чтобы съехать с ближайшей горы. Разъезжать с горящим факелом было для казаков обычным делом, поэтому, чтобы показать свою удаль, они поджигали метелки, закрепленные на длинных палках, и скакали по улицам, размахивая и подметая ими дороги. Смельчаки надевали на палку «рваную морду», так называли приспособление из рыболовной снасти, круглой сети и продетой сквозь нее палки. Два всадника, взяв ее за оба конца, поджигали такую «морду» и пускались вскачь через всю станицу. В старую рыболовную снасть набивали много соломы и поджигали ее. Горящая снасть с соломой волочилась за верблюдом, на котором сидел разряженный, вымазанный сажей казак в вывернутом кожухе и шляпе с огромным соломенным верхом. Сзади, за горящей соломой, шествовала группа ряженых с гармошкой. Они, приплясывая, затаптывали огонь, распевали песни и частушки.

Всю недели по деревням, станицам или казачьим посёлкам были слышны песни, смех, шутки православного люда. Масленичные гуляния продолжались вплоть до воскресения. Кульминационным моментом торжества были проводы  Масленицы. Чучело Масленицы сооружали и наряжали посреди населённого пункта: села, деревни, посёлка. А затем торжественно на санях везли за околицу в поле. Молодёжь устраивала большой костёр, вокруг которого собирались и пожилые казаки, и женщины, и ребятишки. На этом веселье и праздники резко обрывались и сменялись долгим Великим Постом, который продолжался семь недель.

Хотите весело и шумно, а главное по традициям проводить   Масленицу - тогда вам к нам на народное гуляние «Широкая Масленица» в парк семейного отдыха «Таганская слобода»!!!

ПРИХОДИТЕ, СМОТРИТЕ, УЧАСТВУЙТЕ!!!


Фотографии

Все новости



Новости

На Южном Урале открылась выставка к 450-летию Оренбургского казачьего войска

В Челябинске на выставочном пространстве архива у памятника добровольцам-танкистам открылась выставка, посвященная 450-летию со дня старшинства Оренбургского казачьего войска. В торжественном открытии приняли ...

26 апреля 2024 16:29 5

40

На Южном Урале состоялась встреча представителей духовенства и казачества

В городе Троицке, где ведется активная работа по восстановлению Третьего Троицкого отдела Оренбургского казачьего войска, в стенах Троицкой епархии состоялась памятная встреча казаков с архимандритом Павлом, еп...

25 апреля 2024 11:03 664

Вышла статья, посвященная юбилею войска

В газете «Архивная служба» вышла статья, посвященная 450-летию со дня старшинства Оренбургского казачьего войска.

«В 1574 году воевода Иван Нагой, выполняя приказ царя Ивана Грозного, отправился с отрядом стрельцов...

25 апреля 2024 10:45 585

Все новости
00:00